|
|
|
|
Статьи: |
Аналитический обзор студенческого футбола |
(29.01.04) |
|
|
|
|
|
|
Короткая "методичка" начинающему тренеру или студенческий футбол двух точек зрения.
|
|
|
|
Прошу мне ответить без всякой запинки:
Ракета сложней или проще травинки?
Вы скажете сразу: ракета сложнее. Она и нужнее, она и важнее
Она состоит из мильона деталей, ее миллион человек собирали
Тогда вам услышать, быть может, в новинку,
Что сделать нельзя полевую травинку.
Вам даже не сделать пустяшной соринки - кусочка от этой зеленой травинки.
Выходит травинка сложней чем ракета. Как просто все это! Как сложно все это.
Е. Ефимовский "Ракета и травинка"
Вступление.
Сложен или прост студенческий футбол, таким вопросом я задался уже давно, когда в предвкушении великой, правда, как оказалось, почти мифической (как и сам ее автор) саги Алекса Попова об истории студенческого футбола в МГУ, я размышлял о том, а чтобы я сам написал в этом "творении века". Ведь студенческий футбол по своей сути уникальное явление. Ну, например, из-за разношерстности и колоритности публики, которая присутствует в этом блюде. Этот искренний футбол (прошу прощения за плагиат термина у Эдуарда Васильевича), приперченный страстями отдельных турниров или принципиальных игр, представляет собой вполне объяснимое смешение "французского с нижегородским" на "полях" и "полянах" различной степени кочковатости, зелености и натуральности. Так живет галактика, где отпетые энтузиасты ноги и мяча коротают свое футбольное время рядом с единомышленниками, просто любителями тусовок и "попить пивка после тренировки", или несостоявшимися по разным причинам профессионалами. Если хотите, выбирайте сами, к какой категории относитесь. Это деление весьма условно. Ну оставим филологические изыски профессионалам и перейдем к делу.
Просто писать историю студенческого футбола или собственные воспоминания о ярких личностях в этом футболе показалось мне скучным занятиям. Дело это конечно нужное, т.к. память и традиции очень важны, но пусть им занимается тот, кто обещал, и главное видел в силу возраста в этом футболе побольше меня. К тому же есть риск сбиться на автобиографичность при описании событий и никому сегодня неинтересных деталей. Ну, вот кому, скажите, интересно, что произошло при ничейном счете на последней минуте переигровки полуфинала чемпионата МГУ, году так в 1996, между, заметной в МГУ-шном масштабе командой "экономистов" и не менее великой в ту пору командой "ВМК"? Или кто потратит полчаса своего времени на изучение подробной биографии автора незабвенных фраз про "мните галики", или "ветераны, у кого есть мелкие зузы?". Ну и т.д.
Захотелось написать о другом. Мне посчастливилось "повариться" в студенческом футболе в двух качествах, как действующий игрок (игрочишка было бы точнее) и как тренер сборной ВУЗа. Даже не знаю, что было интереснее лично для меня, но так или иначе, побывав по обе стороны баррикад, приобретаешь в чем-то уникальный опыт. И тема взаимоотношений тренера и игроков, построения команды даже в этом, одном из самых любительских из всех футболов заслуживают отдельной статьи. Заодно захотелось рассказать немного о том, чем же все-таки мы с Пашей Величко и Алексом занимались три года в МЭСИ. Теперь, когда этот этап к моей личной печали закончился, все же остается некоторое удовлетворения от того, что было сделано. В октябре 2003 года футбольная сборная МЭСИ заняла третье место на Европейском первенстве ВУЗов в городе Антверпене, и хотя никто из нас - троих коучей - лично не присутствовал в этот момент в Бельгии (работа не отпустила) частичка этого успеха принадлежит в полной мере и нам.
Все же, помня о том, откуда я родом и для какого сайта пишу это эссе - никуда не уйти в размышлениях между строк от МГУ и собственно футбола в МГУ. Поэтому данная сага не будет летописью нашей работы в МЭСИ (если читатели попросят и об этом можно написать). Скорее это будет систематизация и обобщение нашего опыта. Возможно, эти простые мысли помогут и действующим футболистам еще раз взглянуть на весь процесс другими глазами и понять, чего же не хватает сегодня. А уж универсальные формулы всегда можно применить по месту, например, к МГУ или другому ВУЗу. Заранее прошу не судить строго, т.к. данное эссе не претендует на роль серьезного аналитического исследования, прошу прощения за стилистические шероховатости, ибо выверять времени не было. У каждого свое хобби, кто-то пишет, кто-то тренирует студентов, кто-то сам играет. Так получается, что первое увлечение в последнее время одержало верх над вторым и третьим. Поэтому, вам остается это терпеть. Ну что ж, вы готовы слушать про травинку, тогда вперед.
"Все упомянутые в этом рассказе персоны невымышленные и к реальным героям имеют прямое отношение. При написании статьи ни одного Рыжего или Сулима не пострадало, и ни один Андрюха Петров не получил травму (и хорошо)" :)
Часть первая. Игроки.
"Что наша жизнь? Игра!!!!"
Простое только на первый взгляд уравнение "Игроки+Тренер=Команда" имеет множество неизвестных и переменных параметров и дает порой удивительные решения. Начнем с первого и непременного слагаемого.
Жизнь футболиста в Универе (читай студенческом футболе - СФ) проходит по вполне заданному, отточенному предыдущими поколениями замкнутому во времени и пространстве циклу: тренировка/игра - "стекляшка" - пиво-учеба. "Ну а девушки? А девушки потом".
Стоит сразу подчеркнуть, что разделение двух понятий - "пиво" и "стекляшка" вполне осознанное, т.к. в этом глобальном круговороте роль у них абсолютно разная. Значение "стекляшки" трудно переоценить. Она служит местом укрепления командного духа, построения коллектива (от англ. team building), а в зависимости от результата может превращаться либо в ристалище для первого "разбора полетов по горячим следам" между игроками, либо в тихую заводь в периоды более спокойного общего анализа прошедших игр. Хотя "стекляшка" для нового поколения МГУ-шников, пожалуй, уже давно перестала быть именем собственным, с того самого момента как вместо старой "Стекляшки" видавшей на своем веку много чего хорошего и плохого появилось современное молодежное Интернет-кафе. Но в цикле СФ "стекляшка" присутствует всегда, как синоним любого тусовочного места или точки вокруг ВУЗа, где утомленная футбольная тусовка снимает нервное и физическое напряжение янтарным напитком.
Все студенты, вовлеченные в этот цикл, безусловно, любят футбол, и конечно, спасибо Васе Уткину за подсказку, играют в футбол. Но у каждого члена футбольного сообщества складывается своя персональная пропорция жизненной активности, в зависимости от приоритетности звеньев вышеуказанного цикла. Знание о дифференциации студентов на основе этого фактора часто дает ключ к их мотивам и отношению к делу. Для тренера это знание бесценно. Оговорюсь сразу, что ниже представлен мой субъективный взгляд на студенческое футбольное сообщество. Возможно, меня можно обвинить в излишнем упрощении или искажении реальной картины. Так и есть, я не отрицаю, но все же я попытаюсь выделить наиболее характерные типы участников СФ. Интересно, что категория самого типажа не всегда напрямую зависит от квалификации игрока - это просто заданная модель поведения отдельной личности в отдельный исторический момент. Впрочем, градация квалификации достаточно четко вытекает из профиля. Попробуем определить и охарактеризовать наиболее яркие собирательные образы из СФ.
Типы игроков / усредненный профиль
|
"Энтузиаст"
|
"Игрок"
|
"Студент"
|
"Тусовщик"
|
"Профи"
|
"Легионер"
|
Футбол
|
80%
|
60%
|
30%
|
20%
|
40%
|
30%
|
Стекляшка
|
10%
|
15%
|
10%
|
30%
|
...
|
...
|
Пиво
|
5%
|
15%
|
10%
|
40%
|
...
|
...
|
Учеба
|
5%
|
10%
|
50%
|
10%
|
...
|
...
|
Примечание: Проценты показывают увлеченность теми или иными компонентами. Это может выражаться в интересе, затратах времени или в чем-то еще. Но суть надеюсь, ясна.
"Энтузиаст". Это, как правило, давно и страстно "болеющий" футболом человек, который в детстве по разным причинам его не дополучил. Либо что-то не сложилось в ДЮСШ или родители волевым решением наложили вето на тренировки в пользу музыкальной школы (фу!), но неосуществленная детская мечта о футбольных победах жила с ним всю сознательную жизнь. А ведь, как известно, когда чего-то в детстве не додают, потом эту нехватку компенсируешь сторицей. В хорошем смысле эти люди - маньяки. Их увидишь и в снег и в дождь на коробке, отрабатывающих в темноте удары "шведой" "нерабочей" ноги в дальний нижний угол. Они готовы играть за факультет, ВУЗ, за молодежную сборную пожарников ЗАО или за "ну там команда, еще Вася, помнишь, звал". Если Бог не дал таланта, то за счет работоспособности и фанатичной преданности игре "Энтузиаст" может много добиться. Чаще, конечно, они остаются средними игроками, но с другой стороны, только человек из этой категории может продемонстрировать в СФ настоящий прогресс или прорыв. Имея толику таланта, он за 1.5-2 года имеет шанс превратиться из "гадкого утенка" действительно в Игрока хоть и на полупрофессиональном уровне. И такие случаи есть! Хотя их немного, они продолжают удивлять и радовать. А один такой случай до сих пор, если не ошибаюсь, бегает за сборную МГУ.
"Игрок". Идеальный сбалансированный профиль футболиста в СФ. Многое или почти все умеет на поле, при этом по-настоящему командный игрок и на поляне и за ее пределами. И 30% времени на пиво и стекляшку в его случае очередное подтверждение "командности", а отнюдь не излишество. За 5-6 таких человек в своей команде каждый тренер сборной Вуза отдаст сначала правую ногу, потом левую, а потом и инвалидную коляску, и со счастливой улыбкой уползет в подтрибунное помещение, зная, что чемпионство у него в кармане.
"Студент". Этот тип может играть хорошо, может плохо, но в любом случае в СФ он фигура случайная, эпизодическая, поскольку на первом месте среди его интересов стоит учеба. До начала сессии, до зачетов он вроде тут, вместе со всеми, но стоит начаться горячим денькам по учебе, как его ищи-свищи. Пропуск тренировок из-за подготовки к зачетам лично я всегда считал дурным тоном и неуважительной причиной (непосредственно дней экзаменов и зачетов это правило, конечно, не касается). Никто не спорит, что все перманентно являются студентами и камень в огород "Студента" никто не бросит. Вот только решающие игры, как правило, совпадают с сессией или контрольными. А можно ли рассчитывать всерьез на человека, который в решающий момент пропустит игру, подведет? Нет. Ну и достаточно о "Студентах".
"Тусовщик". Такие люди были, есть и будут в составе любого коллектива, в футбольной студенческой команде в том числе. Они ценят возможность быть частью community, попить пивка, потрещать о том, о сем, потравить байки. В общем "врун, болтун и хахатун". Ну а почему бы и нет, всем нам не чуждо потусоваться, пообщаться особенно в относительно беззаботное студенческое время. Но 20% на футбол все же маловато. Футболом они не живут, а тешатся. Думаю, если бы после футбола коллектив не пил пиво, мы бы их редко видели на "поляне". Впрочем, пользы от них больше, чем вреда. Иногда они способствуют здоровой обстановке и хорошему настроению в команде, а это чего-то да стоит.
"Профи" и "Легионер". Об этих типах очень тезисно: Они почти близнецы братья, и условно отличаются друг от друга в моих глазах только тем, что "de jure" - Профи является студентом ВУЗа, а Легионер - нет. Сюда можно отнести действующих игроков, продолжающих свою карьеру с разным успехом - кто в КФК, кто в мини, кто во второй лиге. Почти в любой студенческой команде есть такие игроки. Их "плюсы" и "минусы" вполне очевидны. "Плюсы" - квалификация игрока и часто лидерские качества. "Минусы" - их участие в делах команды чаще ограничивается только футбольным полем.
Ну а теперь ответим на вопрос - а зачем нужна эта классификация, ведь такие типы в чистом виде редко встречаются в природе. Обычно бывает либо промежуточный вариант, либо гремучая смесь. А тем более, какая польза оттого, что кого-то можно причислить к Тусовщикам, а кого-то к Энтузиастам?
Ответ прост - даже в СФ сбалансированный коллектив является первейшим и необходимым условием для общего успеха. Вспомним глас капитана сборной МГУ в пустыне о том, что в одном из сезонов команда по разным причинам ни разу не собралась на игры в оптимальном составе. Это, кстати, одна из основных бед команды в студенческом футболе. И противоядие здесь одно - хороший коллектив цементирует команду. Сужу об этом и как тренер и как игрок. Но вернемся к градации. При всей ее условности она очень помогает объяснить принцип пропорции сбалансированного коллектива, коим в первую очередь должна являться студенческая команда. Будем честны, тренеру сложно полностью влиять на этот процесс, поскольку в большей степени эта система является саморегулирующейся. Но главное здесь желание и особое внимание этому вопросу. Пусть случайные люди сами выпадают из коллектива, а нужные игроки и нормальные ребята чувствуют себя уютно в команде, но иногда требуется хирургическое вмешательство, чтобы удалить злокачественные поползновения внутри организма. Однако Разбираться в мотивации игроков, как не наивно это звучит на студенческом уровне, знать, чем они живут, а иногда и решительно вмешиваться во внутренние вопросы команды, тренеру необходимо. Львиная доля "Тусовщиков" и "Студентов" в команде означает, что к решающим матчам на игру будет приезжать 8-9 человек. Переизбыток Профи может благоприятно сказаться на результате в краткосрочном периоде, но напрочь убить мотивацию у остальных игроков. В результате можно выиграть локально 2-3 игры, но через некоторое время обнаружить, что на тренировки и игры больше никто не приезжает.
Резюмируя, я бы предложил следующую идеальную пропорцию при построении команды:
Типы игроков
|
"Энтузиаст"
|
"Игрок"
|
"Студент"
|
"Тусовщик"
|
"Профи"
|
"Легионер"*
|
Примерная доля от общего числа
|
10%
|
45%
|
10%
|
5%
|
30%
|
0%
|
* играем без подстав :)
Но такого конечно в жизни почти не бывает. Особенно, когда все пущено на самотек. И для сравнения приведу условную структуру сборной МЭСИ на старте нашего проекта.
Типы игроков
|
"Энтузиаст"
|
"Игрок"
|
"Студент"
|
"Тусовщик"
|
"Профи"
|
"Легионер"*
|
Примерная доля от общего числа
|
50%
|
10%
|
20%
|
15%
|
5%
|
0%
|
* играем без подстав :)
Почувствуйте, что называется разницу, и попробуйте каждый для себя нарисовать ту же самую структуру для сегодняшней сборной МГУ, интересно - что получиться. И еще, а к какому типу вы себя относите? Только честно. А пока вы над этим раздумываете, перейдем к следующим важным элементам нашего уравнения.
Часть 2. Тренер и Команда.
Не знали наши мамы, Не знали наши папы ...
А теперь немного серьезных размышлений.
Бытует мнение (наука этот факт подтверждает), что фундаментальные навыки у любого игрока формируются до 16-17 лет, а талант позволяет в разной степени все, что есть у игрока к этому возрасту либо совершенствовать, либо сохранять. Чаще всего этим тезисом козыряют институтские тренеры, мол, "чему я могу научить тебя, если ты до сих пор этому не научился". Вот только правы ли они на 100%, не скрывается ли за этим просто нежелание/неумение работать, анализировать возможности игроков, подстраивать тренировочный процесс (по возможности) под необходимость развития игроков? Вот эти строки из юморески/глума про МГУ-шный футбол, размещенные на гостевой неизвестным мне автором, очень точно иллюстрируют принципы работы "коучей" в студенческом футболе:
"... А вот что сказал о перспективах Сб.МГУ ее главнейший тренер и идейный лидер Д.О.Ширер: " Ну бля! Понимаете у соперников все игроки из дюсш и сдюшор, а у нас одно гавно. Были же нормальные игроки!!! , но они разъехались по богатым европейским клубам, например интересно где сейчас этот пиздюк!, ну этот..как его..забыл...одним словом те кто остались совсем мертвые, хотя те кто были раньше, тоже не лучше,....в общем будем ебаться в низших лигах!!!..а какая нам разница!!...Да и стоит ли ждать лучшего если ситуация херовая....мячей нет, формы нет...а ближайший пивной ларек аж у метро !!!"
Гениально! Просто в точку! Точно так работает большая часть ВУЗовских тренеров. Почему - это уже другой вопрос и тема другой статьи.
Я отнюдь не романтик и понимаю, что невозможно из группы ОФП за 2 или 3 года пусть даже 3-х разовыми тренировками сделать команду, которая будет громить Институт Физкультуры. Конечно, это чушь, и результат делают сложившиеся игроки, но при этом студенческий футбол был и остается футболом парадоксов.
А вот еще одна цитата (скорее всего тоже "глум") - заочный ответ студента (некто Вактузов) на тренерскую тираду, взятый тоже с сайта МГУ. Это сублимация реакции, которая рождается у студентов в ответ на подобные принципы работы:
"Каждый сезон декларируется, что ну в этом-то сезоне мы займем призовое место, однако ни черта не получается... В результате одаренные игроки (хоть и не из спортшкол) выходят на поле без достаточной мотивации."
Отсутствие мотивации у игроков в студенческом футболе это проблема, над которой тренеру стоит задумываться постоянно. В особенности потому, что все мотивационные факторы в любительском футболе не материального характера. Здесь за игры не платят денег, за голы бонусы, а за победы - премиальные. Так на что люди готовы менять свое время и силы? Каждый, конечно, ответит на этот вопрос сам для себя. Я косвенно отвечу на этот вопрос ниже, описывая тот подход, который мы применяли в МЭСИ.
Наш с Пашей Величко и Алексом опыт руководства студенческой командой строился во многом интуитивно, многие моменты обсуждались и рождались в жарких дискуссиях, были и ошибки. Но теперь, если резюмировать этот 3-х годичный опыт, я бы вывел следующие "золотые правила" тренера в студенческом футболе, под которыми, возможно, подпишутся Паша и Алекс, хотя у них может быть свой взгляд на вещи:
1. Особое внимание с первого дня вопросам дисциплины.
С первого дня должны быть обозначены правила, по которым живет команда, и строятся отношения тренеров и игроков. Этих правил или принципов не должно быть много, но они должны касаться главных вопросов - взаимных обязанностей и ответственности тренеров (!) и игроков, отдельно обговариваются все дисциплинарные моменты. Самое сложное для тренера в этом случае, установив правила, четко следовать им изо дня в день, не забывая про собственные обязанности и ответственность, но и не быть при этом не гибким руководителем, исключающим из внимания человеческий фактор.
2. Концептуальный подход к каждой тренировке или тренировочному циклу
Сразу поясню, что понимается здесь под термином "концептуальный". Концептуальный значит творческий, но в то же время логичный, продуманный до мелочей, направленный на достижение определенных целей.
На заре становления футбола в МЭСИ наш тренерский триумвират (почти как Лобановский-Бесков-Ахалкацы :) собирался накануне каждого недельного тренировочного цикла или игры, и мы в среднем 2 часа, а то и больше, тратили на обсуждение всех нюансов, связанных с нашей работой. Никогда не забуду, как на первую тренировку/отбор по нашему объявлению в ВУЗе пришло 90 человек! Только представьте себе - засыпанный снегом стадион с арендованным за бутылку водки полем и вагончиком без горячей воды и отопления, 5 мячей, которые мы наскребли втроем общими усилиями, и 90 человек, которые выстроились в шеренгу, затихнув в ожидании. Но мы были к этому готовы, и все прошло достаточно четко. Да, так мы начинали и, несмотря на все неудобства и "левые" факторы, нам удалось уже с первых тренировок добиться главного - понимания и уважения ребят. Нам удалось заинтересовать их. Ведь даже студенты чутко воспринимают разницу между "просто собрались поиграть в дыр-дыр" и нормальной тренировкой. Во многом, поэтому мы набранной группой ОФП выиграли третью лигу в первый же год, хотя воспоминания о некоторых персонажах того набора до сих пор вызывает у нас улыбку. Да, нам повезло, и общий уровень соперников был не ахти, но мы были по общему уровню не намного лучше. Только за счет четкой организации процесса, за счет интереса к тренировкам, который удалось пробудить у студентов, за счет самоотдачи и дисциплины мы сделали в первый же год шаг наверх.
3. Цели и задачи тренировок должны быть объяснены игрокам и поняты/приняты ими.
После того как с пунктом 2 все более или менее ясно, резюме по этому пункту нужно обязательно донести до игроков. По-хорошему каждая тренировка должна начинаться с короткой целеполагающей части, т.е. чем займемся, что требуется от игроков в первую очередь, зачем мы занимаемся именно этим. Общее понимание процесса стимулирует игроков, повышает общую эффективность занятий.
4. "Физика" - безусловно:
Специфику наполнения самих тренировок подробно описывать не буду. Скажу только, мы не упростили их до принципа "Работаем над "физикой" а все остальное как пойдет. Этих уже учить футболу поздно". Хотя, конечно, понимали и прочувствовали на собственном опыте, что, имея в среднем 2-3 недели для подготовки к первой официальной игре сложно говорить о каком-то логичном тренировочном цикле. Правда, оговорюсь, что во многом это было связано с тем, что у нас не было своего поля и приходилось ютиться на арендуемых полянах 1-2 раза в неделю. Мы старались делать акцентированные и интенсивные тренировки: применяли работу в группах (состав которых поименно мы досконально обсуждали предварительно), отработку различных игровых элементов, пропорциональное время различным упражнениям, не забывая про пресловутую "физику". В один подготовительный период с подачи Паши пригласили тренера по легкой атлетике, и он несколько занятий провел с командой. Все эти усилия приносили результат. Многое удалось реализовать, но были, конечно, и нереализованные идеи. Один момент хочу подчеркнуть отдельно.
5. ...но "Тактика" - обязательно!
В первый год, когда позволяло время, и команда была просто сырая, начав сезон с 2-х поражений, мы особое внимание уделили вопросам тактики. Специально собирали команду после игр и разбирали персональные и командные ошибки, разжевывали те простые вещи, о которых нужно было помнить в игре. Не все прошли школу серьезного детского и юношеского футбола, и даже азы для многих были открытием. Мы не требовали сложных вещей, но и не утрировали понятие о тактике. До сих пор вспоминаю классические установки про "черпачки на 30-40 метров" и "бей вперед, а там посмотрим". Надеюсь, мы были чуть лучше хотя бы в этом, обратного я бы устыдился.
Хочу сказать, что чувствовал почти экстаз, когда в игре у команды (или отдельных игроков) получались те моменты, которые мы так долго и старательно разбирали на тактических занятиях. Я считаю именно эти моменты, наряду с тем, что нам удалось создать команду "с нуля", нашими самыми главными тренерскими достижениями. И пусть говорят, что забывается все кроме счета на табло. Не верьте.
Заключение.
Будь больше времени и сил, все темы, которые поверхностно затронуты в статье, можно было продолжить и "углубить". Все дело в интересе читателей и моих возможностях. Так что буду рад любой критике и пожеланиям. Заказ на конкретные темы принимается, welcome.
Перечитывая написанное, вдруг поймал себя на мысли, что написал вроде бы простые и очевидные всем вещи. Никаких "Америк" не открыл. Но пусть все же те, кому кажется, что они слишком простые, перечитают вступление про "травинку и ракету". Может быть, тогда вы измените свое мнение. Я хотел бы, как каждый уважающий себя автор выразить в конце кому-нибудь благодарность. :) Я благодарен Алексу, за то, что его и мое детское увлечение CM2 вылилось в такой серьезный проект. Я благодарен Паше Величко, за то, что он позволил себя втянуть в эту авантюру, и взвалил на себя огромную часть всех организационных вопросов. Спасибо.
Coach Kolo, 29.01.04
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|